Долг и Любовь на карте размышлений

Долг и Любовь на карте размышлений
 
Евгения САЯПИНА
Из научно-методического сборника “NLP”

Как научиться понимать писателя с помощью фломастеров и цветных ручек

    Одной из возможностей для раскрепощения творческих способностей ребенка и его эффективной умственной работы является метод ментальной (мыслительной) карты, или Майнд-Мэп [mind – ум, map – карта (англ.)], разработанный известным английским психологом Тони Бузаном.

Процесс создания и работы с ментальными картами напоминает захватывающую игру, правила которой выводят спонтанно на дорогу к творчеству, а творчество, как известно, ключ к скрытым интеллектуальным резервам.

Применение учениками в тетрадях фломастеров или цветных ручек уже улучшает работу памяти, а использование рисунков ведет к ликвидации разрыва между словом и образом, интеллектуальная работа начинает носить творческий характер.

Постепенно учащиеся включаются в процесс творчества, возникает желание, а затем и потребность выразить себя на более сложном уровне, не просто рисуя букву-орфограмму или целое словарное слово, а, например, иллюстрируя какую-то авторскую мысль, заинтересовавшую в процессе чтения художественного произведения.
Так, в тетрадях по литературе появляются сначала цветные схемы, а затем картинки-символы, показывающие, как ребенок понял текст, воспринял его, насколько близок ассоциативный символ, созданный учеником, художественному миру писателя и т.п.

Например, размышляя над судьбой Маши Троекуровой, героини повести “Дубровский” А.С.Пушкина, семиклассница рисует две большие яркие капли: Слезу Долга и Слезу Любви. Девочке жаль героиню, поэтому рождается такой визуальный образ – Слеза. Отношение ребенка к Машиной судьбе, ее любви и чувству долга выражено в цвете ореола: Слеза Любви излучает свет, сияние солнечно-желтое, а Слеза Долга окружена черным, мрачным кольцом. Это читательские эмоции, личностный характер восприятия. А вот цвет самих капель, их размер и положение относительно друг друга позволяют говорить о том, что ребенок осознанно вышел на нравственно-эстетический идеал писателя: отношение к долгу, чести для Пушкина является определяющим в оценке нравственности человека. Синий цвет гуще, ярче мягкого розового. Он красив какой-то внутренней силой, надежен. В нем глубина. Чувство долга победило, поэтому синяя слеза частично закрывает розовую каплю (любовь-то жива…).

Метод Майнд-Мэп учитывает собственный опыт ребенка в познании, в работе с каждым словарным словом и целым текстом, позволяет ему создать свой семантический образ, который имеет неповторимую значимость и смысл в его, и только его, восприятии.

Таким образом, техника Майнд-Мэп обладает многочисленными достоинствами. Выделим из них основные:
1. “Мы реагируем на ментальные карты, построенные на наших сенсорных восприятиях реальности, скорее, чем на саму реальность”. (Р.Дилтс, “Вестник НЛП”, № 2, 1997).
Майнд-Мэп способствует проявлению и гармоничному сочетанию различных способностей. Представленная работа демонстрирует и возможности образного мышления ребенка, и его умение осмысленно читать текст, способность сопереживать авторскому замыслу и разобраться в идее и композиции художественного произведения.
2. Майнд-Мэп раскрепощает творческие способности учеников, улучшает работу памяти, развивает читательскую зоркость, стимулирует выработку собственных идей, развивает интерес и мотивацию к обучению.
3. Позволяет напрямую включать в процесс обучения субъектный опыт ученика.

В результате интеллектуальная работа доставляет удовольствие и ученику, и учителю и способствует повышению качества знаний, а значит, позволяет человеку быть успешным в обучении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2008 - 2014 © Авторы: Монин Антон и Ирина Лакото, support@7money.ru,
ИП Монин Антон Алексеевич, ОРГНИП: 307784720600351, ИНН: 780210477142

___________________________________________________________________________

Договор оферты *  ·  Политика конфиденциальности *  ·  Отказ от ответственности

 ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru
[top] Яндекс.Метрика