Как получать 800% годовых в течение 15 лет ИЛИ …

Или «Как продать за $12 миллионов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах» — так называется книга Дональда Томпсона.

И пример получения ежегодной (!) доходности в 800% приведён именно там. Собственно он вынесен в название книги — как можно было продать гниющее чучело акулы и выручить за неё такие бешеные деньги? Я, как и автор, не могу однозначно ответить на этот вопрос. Могу лишь рассказать историю, которая приводится в книге и выступает её стержнем.
"Как продать за 12 миллионов чучело акулы"
Итак, в 1991 году один колекционер заказал одному художнику скульптуру. Хотя нет … перед этим художник поделился идеей с одной газетой. А уже после этого коллекционер заплатил 50 тысяч фунтов стерлингов за создание скульптуры. Часть денег была потрачена на покупку акулы (6000 с доставкой), которая была поймана в Австралии и во льду доставлена в Лондон, где её тупо «замариновали» в формалине. да прямо так — в прозрачном аквариуме и выставили на всеобщее обозрение. Состояние туши сильно ухудшалось и, довольно скоро, в 1993 году с неё сняли шкуру, натянули на фиберглассовую болванку и снова засунули в формалиновый аквариум…

А в 2005 году эта — позеленевшая, со следами разложения даже уже и не туша, а лишь шкура была продана за 12 млн. долларов. Таким образом прибыль первого коллекционера составила не менее 12 000%  или по 800% за каждый год, пока она хранилась на складе.

Пикантная особенность заключается ещё в том, что эта самая акула неоднократно демонстрировалась в разных музеях. И в 2007 году была заменена художником на новую. Им также было сделано несколько копий, проданных также за несколько миллионов.

И вот собственно краткий ответ автора. Вы можете продать подгнившую тушу акулы за 12 000 000 долларов, если она станет произведением искусства.

Я уже писал, что я лично ничего не понимаю в современном искусстве. А вот Д.Томпсон понимает. Но ему пришлось провести громадное исследование выясняя, откуда оно берётся это искусство, почему за него платят такие безумные деньги и кто и как на этом зарабатывает. Результаты исследования были собраны в книгу. Книгу можно читать как увлекательнейший детектив или как путеводитель по закоулкам современно арт-рынка.

Но ответа на главный вопрос там нет: почему одна акула залитая формалином, которую автор не то что не ловил сам, но даже и не прикасался к ней похоже продаётся за 12 млн долларов, а другая — пойманная самостоятельно другим художником, им же «приготовленная», не находит покупателя и при цене 1 миллион долларов?

Всё что может сделать автор — это описать всех игроков этого рынка — известных художников, брендов и мейнстримных дилеров, галереи, аукционные дома, коллекционеров, критиков, прессу, публику, искусствоведов … И всё равно вопросов остаётся больше чем ответов.

Лично я для себя извлёк несколько уроков:

1. Недорогие (то есть ценой менее несколько 10 тысяч долларов) работы художников искусством не являются. По крайней мере тем, которое ценится. «80% произведений, купленных у местных дилеров и на местных художественных ярмарках, владельцам никогда не удастся продать даже по первоначальной цене. Никогда, даже через десять лет, вообще никогда» (с. 317)
Хёрст и его акула
2. Если вы хотите заниматься серьёзным коллекционированием произведений искусства, которое достойно выставляться в музее, то нужно учесть, что минимальные цены на такие работы — 30 — 100 тысяч долларов. А их вам предстоит покупать десятки в год.

3. Если вы серьёзно занимаетесь коллекционирвоанием искусства, вкладываете в него от полумиллиона долларов год, то можете рассчитывать на доходность своей коллекции. В среднем по рынку — 7-15 % годовых. Это меньше, чем приносят вложения в акции, но больше, чем дают облигации и госбумаги. И, что важно цены на произведения искусства и фондовые рынки обычно идут в противофазе.

4. Есть ну наверное несколько тысяч профессионалов в мире, которые зарабатывают на искусстве большие миллионы и больше процентов, чем указано мною в п. 3. Но они вкладывают в это десятки миллионов, своё время и типичный представитель из них «согласно общему мнению, теряет деньги на двух из пяти приобретённых работ, ещё на двух получает умеренную прибыль и только на пятой делает реальные деньги». А на их складах и в галереях хранятся сотни и тысячи произведений.

5. Я всё равно ничего не понимаю в современном искусстве, наверное точно так же как и 99% публики. Современное искусство стало просто некоторым полигоном для сверхбогатых людей демонстрировать свой ранг и уровень влияния в обществе. К эстетическому восприятию, технике, мастерству художника всё это не имеет никакого значения.

Ещё для меня прочтение книги послужило серьёзным поводом задуматься над целым рядом вопросов. Что такое прекрасное и красивое в моей жизни? Как я подтверждаю свой статус и влияние в обществе? Зачем нужны различные побрякушки и аксесуары для выражения того же статуса? На каких рынках ещё существуют похожие модели, вовлекающие огромные массы людей в бессмысленную трату денег и внимания на мёртвые туши, коровье говно, мазню красками, штамповку и пр.

Грустно становится глядя со стороны на всю эту машину. Но протрезвляет.

Так что книжку рекомендую однозначно прочесть. Задуматься и посмотреть как она отражает не только рынок искусства. Те же техники брендирования проникают массово на любой потребительский рынок. И всегда найдутся те, кто будут ходить и с умным видом доказывать вам: «вы ничего не понимаете, это не говно и не протухшее мясо, а искусство, причём очень дорогое, концептуальное, несущее в себе высокий смысл, недоступный обывателям …»

Сравните: «Это же не просто машина, это ..Х.. — воплощение всех мыслимых технических новаций, дизайна, роскоши, стиля … »
При этом людей не смущает явный дисбаланс между стоимостью этой марки ..Х.. и обычного средства передвижения, которое не объясняется ни технологиями, ни реальными трудозатратами.

Миром правит брендинг — это ещё один, не последний урок для меня из этой книги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2008 - 2014 © Авторы: Монин Антон и Ирина Лакото, support@7money.ru,
ИП Монин Антон Алексеевич, ОРГНИП: 307784720600351, ИНН: 780210477142

___________________________________________________________________________

Договор оферты *  ·  Политика конфиденциальности *  ·  Отказ от ответственности

 ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru
[top] Яндекс.Метрика