Зарабатывать на людях — стыдно
Едет маршрутка. Заходит бодрого вида дедок, судя одежде и по манерам поведения — ветеран Войны. И сходу начинает гнать на маршруточника: дескать, ездит тут, падла, деньги с честных граждан стрижет — ну разве же не сволочь? Люди добрые, посмотрите на этого буржуя, да он же рублей сто в день имеет, наверное, никак не меньше!
В чём проблема ветерана? Ведь, казалось бы, нет ничего плохого в маршрутках: это не жульничество, честный бизнес.
Проблема в том, что у него в голове сидит советское ещё табу: зарабатывать на людях — постыдно. Объясню для тех, кому не повезло застать советские порядки.
Если ты получил в кассе завода двести рублей зарплаты — это ок. Ты взял деньги у государства. Если ты спёр с завода дрель и продал её по-дешёвке соседу — это тоже ок. Ты взял деньги у государства. Если ты спёр у какого-то растяпы тачку кирпича и загнал её соседу задёшево — это уже не совсем ок, но ещё и не позорно. Вы с соседом соучастники, эдакие благородные разбойники типа Робин Гуда или Капитана Блада.
Но ежели, не приведи Г-дь, ты перевёз соседу барахло на дачу и взял с него три рубля за работу плюс бензин… вот это уже настоящее жлобство, достойный презрения поступок.
Вы не понимаете почему?
Да потому что взяв у соседа деньги за работу ты на нём наживаешься! В СССР было позорно зарабатывать деньги на ком-то. Поэтому, в частности, так ненавидели кооператоров в начале девяностых. Потому что они покупали сигареты по двадцать рублей, а продавали по двадцать пять. Наживались на простых гражданах.
Тот банальный факт, что если бы не эти пять рублей накрутки, кооператораторы сдохли бы с голоду, а граждане бросили бы курить, в голову постсоветским гражданам, разумеется, не приходил. Они думали, что если «посредники» вымрут, то торговать сигаретами в розницу начнут сами табачные фабрики, причём по оптовой цене.
Вернусь теперь к ветерану в маршрутке. Он возмущался не столько тем, что водитель маршрутки зарабатывает «больше ста рублей в день», столько тем, что он наживается на пассажирах. Если бы деньги собирал кондуктор, передавал их в кассу автобусного парка, а потом из этой кассы государство платило бы водителю — никакого возмущения у ветерана не было бы. Денежные транзакции «гражданин-государство» в СССР одобрялись и даже поощрялись, запрещены были только транзакции «гражданин-гражданин».
Источник: http://fritzmorgen.livejournal.com/502652.html