Как получать 800% годовых в течение 15 лет ИЛИ …
Или «Как продать за $12 миллионов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах» — так называется книга Дональда Томпсона.
И пример получения ежегодной (!) доходности в 800% приведён именно там. Собственно он вынесен в название книги — как можно было продать гниющее чучело акулы и выручить за неё такие бешеные деньги? Я, как и автор, не могу однозначно ответить на этот вопрос. Могу лишь рассказать историю, которая приводится в книге и выступает её стержнем.
Итак, в 1991 году один колекционер заказал одному художнику скульптуру. Хотя нет … перед этим художник поделился идеей с одной газетой. А уже после этого коллекционер заплатил 50 тысяч фунтов стерлингов за создание скульптуры. Часть денег была потрачена на покупку акулы (6000 с доставкой), которая была поймана в Австралии и во льду доставлена в Лондон, где её тупо «замариновали» в формалине. да прямо так — в прозрачном аквариуме и выставили на всеобщее обозрение. Состояние туши сильно ухудшалось и, довольно скоро, в 1993 году с неё сняли шкуру, натянули на фиберглассовую болванку и снова засунули в формалиновый аквариум…
А в 2005 году эта — позеленевшая, со следами разложения даже уже и не туша, а лишь шкура была продана за 12 млн. долларов. Таким образом прибыль первого коллекционера составила не менее 12 000% или по 800% за каждый год, пока она хранилась на складе.
Пикантная особенность заключается ещё в том, что эта самая акула неоднократно демонстрировалась в разных музеях. И в 2007 году была заменена художником на новую. Им также было сделано несколько копий, проданных также за несколько миллионов.
И вот собственно краткий ответ автора. Вы можете продать подгнившую тушу акулы за 12 000 000 долларов, если она станет произведением искусства.
Я уже писал, что я лично ничего не понимаю в современном искусстве. А вот Д.Томпсон понимает. Но ему пришлось провести громадное исследование выясняя, откуда оно берётся это искусство, почему за него платят такие безумные деньги и кто и как на этом зарабатывает. Результаты исследования были собраны в книгу. Книгу можно читать как увлекательнейший детектив или как путеводитель по закоулкам современно арт-рынка.
Но ответа на главный вопрос там нет: почему одна акула залитая формалином, которую автор не то что не ловил сам, но даже и не прикасался к ней похоже продаётся за 12 млн долларов, а другая — пойманная самостоятельно другим художником, им же «приготовленная», не находит покупателя и при цене 1 миллион долларов?
Всё что может сделать автор — это описать всех игроков этого рынка — известных художников, брендов и мейнстримных дилеров, галереи, аукционные дома, коллекционеров, критиков, прессу, публику, искусствоведов … И всё равно вопросов остаётся больше чем ответов.
Лично я для себя извлёк несколько уроков:
1. Недорогие (то есть ценой менее несколько 10 тысяч долларов) работы художников искусством не являются. По крайней мере тем, которое ценится. «80% произведений, купленных у местных дилеров и на местных художественных ярмарках, владельцам никогда не удастся продать даже по первоначальной цене. Никогда, даже через десять лет, вообще никогда» (с. 317)
2. Если вы хотите заниматься серьёзным коллекционированием произведений искусства, которое достойно выставляться в музее, то нужно учесть, что минимальные цены на такие работы — 30 — 100 тысяч долларов. А их вам предстоит покупать десятки в год.
3. Если вы серьёзно занимаетесь коллекционирвоанием искусства, вкладываете в него от полумиллиона долларов год, то можете рассчитывать на доходность своей коллекции. В среднем по рынку — 7-15 % годовых. Это меньше, чем приносят вложения в акции, но больше, чем дают облигации и госбумаги. И, что важно цены на произведения искусства и фондовые рынки обычно идут в противофазе.
4. Есть ну наверное несколько тысяч профессионалов в мире, которые зарабатывают на искусстве большие миллионы и больше процентов, чем указано мною в п. 3. Но они вкладывают в это десятки миллионов, своё время и типичный представитель из них «согласно общему мнению, теряет деньги на двух из пяти приобретённых работ, ещё на двух получает умеренную прибыль и только на пятой делает реальные деньги». А на их складах и в галереях хранятся сотни и тысячи произведений.
5. Я всё равно ничего не понимаю в современном искусстве, наверное точно так же как и 99% публики. Современное искусство стало просто некоторым полигоном для сверхбогатых людей демонстрировать свой ранг и уровень влияния в обществе. К эстетическому восприятию, технике, мастерству художника всё это не имеет никакого значения.
Ещё для меня прочтение книги послужило серьёзным поводом задуматься над целым рядом вопросов. Что такое прекрасное и красивое в моей жизни? Как я подтверждаю свой статус и влияние в обществе? Зачем нужны различные побрякушки и аксесуары для выражения того же статуса? На каких рынках ещё существуют похожие модели, вовлекающие огромные массы людей в бессмысленную трату денег и внимания на мёртвые туши, коровье говно, мазню красками, штамповку и пр.
Грустно становится глядя со стороны на всю эту машину. Но протрезвляет.
Так что книжку рекомендую однозначно прочесть. Задуматься и посмотреть как она отражает не только рынок искусства. Те же техники брендирования проникают массово на любой потребительский рынок. И всегда найдутся те, кто будут ходить и с умным видом доказывать вам: «вы ничего не понимаете, это не говно и не протухшее мясо, а искусство, причём очень дорогое, концептуальное, несущее в себе высокий смысл, недоступный обывателям …»
Сравните: «Это же не просто машина, это ..Х.. — воплощение всех мыслимых технических новаций, дизайна, роскоши, стиля … »
При этом людей не смущает явный дисбаланс между стоимостью этой марки ..Х.. и обычного средства передвижения, которое не объясняется ни технологиями, ни реальными трудозатратами.
Миром правит брендинг — это ещё один, не последний урок для меня из этой книги.